История музейного предмета. Модель (проект) памятника Адаму Мицкевичу в Париже. 1909 г.

Модель (проект) памятника Адаму Мицкевичу в Париже. 1909 г., единственный (достоверный) музейный предмет, который сохранился из довоенного музея. Он выставлен в экспозиции.
Памятник Адаму Мицкевичу в Париже создан французским скульптором Антуаном Бурделем.

Из Википедии: Макет был создан ещё в 1909 году, сам же памятник был закончен только в 1928 году. Открытие состоялось 28 апреля 1929 года на площади Альма в Париже, всего за несколько месяцев до смерти скульптора. Впоследствии памятник был перенесён на Cours Albert-I (VIII округ), в западную его часть на набережную Сены (это место с марта 2009 года называется «Сад Ереван»). Памятник был подарком от Польши Франции.

Шесть барельефов украшают основание колонны: Конрад Валленрод, Алдона, Хальбан (поэма Адама Мицкевича «Конрад фон Валленрод»), заключённые, Марыля (поэма «Дзяды») и аллегория «Раздел Речи Посполитой» (Речь Посполитая показана в образе трёх девушек: трёх частей, на которые она была разделена Россией, Австрией и Пруссией). В верхней части колонны находится барельеф, посвящённый эпической поэме «Гражина». Колонна увенчана статуей Адама Мицкевича.

Всё правильно, но как он оказался у нас в музее?
А было так: в 1930- гг. было принято решение о создании музея в бывшем доме семьи Мицкевичей. Дом уже был не оригинальный, а восстановленный после пожара 1881 года.
В 1937 г. новогрудчане ("Комитет увековечивания памяти Адама Мицкевича"), собрав деньги, поехали в Париж, купили эту скульптуру у вдовы Антуана Бурделя, привезли в Новогрудок и в 1938 г., когда открылся музей, установили его в экспозиции музея.
В июне 1941 г., во время войны, музей был разрушен при бомбардировке города немецкой авиацией. После освобождения, разбирая завалы, этот памятник нашли.

408